По информации, предоставленной компанией JLL, в торговых центрах Санкт-Петербурга увеличивается доля свободной торговой площади. На протяжении II квартала текущего года этот показатель возрос 6,2 до 6,6%.
Fashion-ритейлеры пересматривают планы развития и проводят оптимизацию уже существующих сетей. Среди ушедших из торговых центров арендаторов более 50% — ритейлеры по продаже обуви, одежды и аксессуаров. Вместе с тем растет доля развлекательных форматов и магазинов, где продаются игрушки, книги и подарки.
В целом во II квартале новых арендаторов было на треть меньше, чем ушедших. Как сообщают аналитики, в изменившихся условиях рынка арендаторы предлагали внести коррективы в условия аренды — например, ввести систему скидок или зафиксировать курс договоров в валюте. Но пока такие инициативы не получают поддержки у собственников ТЦ, и потому магазины или закрывались, или же заключали новый договор на аренду меньшей площади.
Изменение структуры арендаторов вызвано стремлением руководства ТЦ во что бы то ни стало заполнять вакантные площади. Поэтому стали повсеместно реализовываться низкодоходные проекты. Расширяются развлекательные зоны, некоторые девелоперы отдают пространство для проведения некоммерческих мероприятий, таких как выставки и презентации. Нередко пустующие площадки переформатируются в крупное помещение, где располагается якорный арендатор.
Аналитики считают, что тенденция ухода ритейлеров из арендованных помещений в ближайшее время не изменится. Невзирая на то что ряд сетевых ритейлеров периодически возобновляет поиск помещений, спрос в сегменте ТЦ пока еще недостаточно высок, поэтому к концу декабря текущего года доля вакантных торговых площадей в северной столице увеличится до 7,5%.