Многие участники рынка недвижимости видели фото когда-то успешных, а теперь заброшенных торговых центров США. Эксперты компании NAI Becar проанализировали аналогичную ситуацию в России. В отличие от США, причины запустения обусловлены, как правило, экономическим кризисом, форс-мажорными обстоятельствами, нерешенными организационными вопросами. Проблему таких объектов решить можно, если переоборудовать их в менее качественные, чем было запланировано изначально, торговые центры, наполнить развлекательной составляющей или же перепрофилировать эти помещения для других нужд.
Если большинство торговых центров в Соединенных Штатах — это объекты, которые были построены 30-40 лет назад и пришли в упадок просто потому, что устарели, то в России ситуация иная. Отечественный рынок моложе, поскольку качественные торговые центры стали строиться 10-15 лет назад, и до недавних пор торговая недвижимость по доходности была на втором месте после жилой. Проанализировав бэкграунд заброшенных торговых объектов на территории России, эксперты NAI Becar выделили три группы: недостроенные торговые центры, которые пострадали от последствий кризиса 2008 года; ТЦ, которые так и не смогли достичь проектных показателей; ТЦ, которые стали непригодны к эксплуатации вследствие форс-мажорных обстоятельств.
Эксперты считают, что все эти объекты не безнадежны. Например, заброшенные здания можно заполнить краткосрочными арендаторами эконом-сегмента или же использовать под склады. Наиболее распространенный на сегодняшний день вариант — наполнение развлекательными функциями. Пример такой реабилитации — торговый центр «Смайл», который благодаря удачно составленной программе развлекательных мероприятий и продуманной политике арендных отношений за два года превратился из самой заурядной убыточной торговой точки в спальном районе в преуспевающий торговый центр социальной направленности, посещаемость которого выросла на 48%, доходность — на 56%.