Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) и Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) начали всероссийское исследование, цель которого — раскрыть потенциал франчайзинга и выявить, какие именно, по мнению большинства предпринимателей, необходимо провести изменения в данной отрасли, чтобы максимально способствовать ее развитию.
Итоговые выводы должны быть объявлены на пленарном заседании, которое приурочено открытию Международного форума, который по традиции состоится 22–24 сентября в российской столице, в ЦВК «Экспоцентр». Форум под названием «Российский франчайзинг: карта нового времени» является частью программы выставки франшиз Buybrand Expo 2015.
В исследовании речь пойдет о том, готовы ли предпринимателей, которые уже работают на рынке, развивать бизнес, используя франчайзинговую модель, и если нет, то почему они отказываются вести свое дело по этой схеме. Некоторые причины отказа вполне логичны. По словам Ольги Стасевич, которая возглавляет направление корпоративных исследований НАФИ, одной из главных на сегодня причин является дороговизна. Хотя, отмечает она, относительно высокая стоимость может быть вполне оправдана — например, в том случае, если это известный бренд, который давно и заслуженно пользуется доверием многих покупателей. Предприниматели могут воздерживаться от приобретения франшизы вследствие большого объема требований, которые предъявляются к франчайзи, или просто своего недоверия к такой бизнес-модели. Тем не менее, не все знают, а потому не принимают во внимание, что в условиях экономического кризиса франчайзинг, как правило, минимизирует негативное влияние на средний и малый бизнес, а кроме того выступает своего рода драйвером развития МСП.
Социологи в исследовании немалое внимание собираются уделить представителям производства и сельского хозяйства. Когда проводился предыдущий опрос НАФИ и РАФ, темой которого была осведомленность российских предпринимателей и их отношение к франчайзинговой бизнес-системе, то было обнаружено, что только 51% бизнесменов ассоциируют производство с франчайзингом, а вот сферу общепита — 87%. Низкими были показатели и по сельскому хозяйству.
Низкие показатели распространенности франчайзинга в вышеназванных сегментах свидетельствуют о невысоком уровне знания. А ведь, как считают специалисты Российской ассоциации франчайзинга, этот метод в производстве, перерабатывающей отрасли и сельском хозяйстве может в кратчайший срок провести процессы импортозамещения за счет внедрения новейших технологий и создания проводящих сетей.
Кроме опроса, будет проводиться теоретическое исследование. Эксперты проанализируют становление и развитие франчайзинга в других странах, подробно изучат специфику этой схемы в России, роль франчайзинга в оптимизации инвестиционного климата, возможность государственной поддержки. Предполагается, что исследование закончится в последних числах августа.
В рамках инициативного репрезентативного всероссийского опроса НАФИ, который проводится с августа по сентябрь 2015 года, были опрошены 500 руководителей предприятий крупного, среднего, малого бизнеса в восьми федеральных округах РФ. Критерии деления предприятий по размеру были приняты в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ, который регулирует развитие в РФ малого и среднего предпринимательства.