Кофейный рынок является одним из самых динамично развивающихся секторов в сфере общественного питания.
Формат "кофе с собой" стал значительным вехой в развитии российского рынка кофеен, и на сегодняшний день сети, работающие в этом формате, являются самыми быстрорастущими. Их основное направление - предложение кофе на вынос. Форматы Coffee-to-go и TakeAway стали популярными трендами, которые успешно удерживают свои позиции на протяжении нескольких лет. В центре внимания стоят клиенты, которые ценят свое время и предпочитают наслаждаться чашечкой ароматного кофе на ходу, выполняя при этом свои дела. Татьяна Самойленко, независимый приглашенный автор, провела анализ кофейных сетей и выбрала пять из них, которые ведут наиболее активную политику развития. На данный момент лидерами рейтинга сетей кофеен в России стали Coffee Like, "Шоколадница", "Бодрый день", Coffee Way и Cofix.
1. Coffee Like
Coffee Like является крупнейшей сетью кофеен в России, и поэтому заслуженно занимает первое место в рейтинге. Она была основана Зуфаром Гариповым и Аязом Шабутдиновым в 2013 году. Первоначально сеть начала свою деятельность в формате "кофе навынос", но спустя несколько лет успешно расширилась, открывая полноценные кофейни. Только за 2018 год было открыто 297 точек в различных регионах России, и с 2019 года были запущены еще 203 кофейни. На данный момент сеть Coffee Like представлена в 84 городах России, Казахстане и Беларуси. Ключевым фактором успеха этой сети является предлагаемое высокое качество кофе, первоклассное обслуживание и дружественная атмосфера.
2. "Шоколадница"
Первое кафе "Шоколадница" открылось в Москве на месте советской кафе с таким же названием. Основателем стал Александр Колобов. За шесть лет сеть значительно расширилась, выходя за пределы столицы. На сегодняшний день группа компаний "Шоколадница" владеет 395 точками в России и странах СНГ. Из них 76 кофеен, которые расположены в 36 городах России, работают по франшизе. Особенностью кофеен "Шоколадница" является возможность общаться с бариста о искусстве приготовления кофе.
3. "Бодрый день"
Первая мини-кофейня "Бодрый день" появилась в Новосибирске в 2012 году. Основателями стали Александр Мачульский и Алексей Балкин, которые ранее работали барменами. В настоящее время сеть "Бодрый день" насчитывает 10 кофеен, а на правах франшизы работает 133 точки в различных городах России. Крупные кофейни сети переходят на формат Coffee-to-go. Преимуществами бренда являются широкий ассортимент кофейных и других напитков, удобные и стильные стаканчики, красивое оформление продукции и приятный персонал.
4. Coffee Way
Первый кофе-бар Coffee Way был открыт в 2008 году в Липецке. Его основателем стал Сергей Бунцевич. Через десять лет компания превратилась в федеральную сеть. Одним из ключевых достижений стал запуск собственной обжарки кофейных зерен. Кроме того, был создан новый формат кафе-пекарни под брендом Urban Baker. В настоящее время в России насчитывается 52 точки Coffee Way. Компания также пользуется популярностью за рубежом, включая Германию, Великобританию и Францию.
5. Cofix
Первое кафе сети Cofix было открыто в Израиле. Его основателем стал Ави Кац, который предложил фиксированные цены на выпечку и кофейные напитки. Любое блюдо можно было приобрести всего за 5 шекелей, что оказалось значительно ниже, чем у конкурентов. За всего три года компания вышла в лидеры данного сегмента рынка и открыла более 150 кофеен. В 2016 году сеть Cofix появилась и в России. На данный момент во всем мире функционирует 350 кофеен, а в России - 270 точек. Преимуществами сети являются доступные цены и широкий выбор блюд и напитков.
Заключение
Рынок кофеен, работающих в форматах ToGo и TakeAway, продолжает активно развиваться. Кофейные сети постоянно стремятся соответствовать потребностям требовательных клиентов, которые хотят экспериментировать с различными вкусами, получать высококачественный кофе, приготовленный из свежемолотых зерен, и получать свою порцию ароматного напитка в считанные минуты.