В России на рынке сократилась доля крупнейших брендов.
На четверть сократилась на рынке доля продуктов и товаров повседневного спроса в России. Аналитики подсчитали, что продажи пяти крупнейших продуктовых брендов сократились на 26%, а их доля в денежном выражении снизилась на 25% и достигла 22,5%.
В непродуктовом сегменте продажи пяти крупнейших брендов сократились на 37%, а их доля в денежном выражении - на 42,3%, до 36,3%. Суммарная доля 50 крупнейших FMCG-марок снизилась за год с 27% до 25,2%. Их продажи оцениваются в 1,7 трлн рублей, пишет "Коммерсантъ".
Доля лидирующих на рынке брендов сокращается из-за того, что российские потребители переключаются на собственные торговые марки ритейлеров. Их доля увеличилась в 2022 году до 9%. Кроме того, свои позиции на рынке усиливают местные, в том числе небольшие игроки. Самое значительное падение отмечается среди иностранных компаний, который пересмотрели правила работы на российском рынке.
Согласно исследований, украинский бренд «Хортиця» и американский Gillette потеряли за год по 13 позиций в рейтинге самых популярных брендов, а шведская Zewa опустилась на 10 строчек. В свою очередь, Coca-Cola и Pepsi (выпуск напитков в России был прекращен) потеряли в рейтинге четыре и восемь позиций соответственно.
В топ-50 крупнейших брендов по версии NielsenIQ в этом году попали «Черноголовка», Hochland, «Брест-Литовск», «Савушкин продукт» и др. Эксперты сходятся во мнении, что значительных изменений в топ-50 в 2023 году ожидать не стоит. По прогнозам Ассоциации компаний розничной торговли, доля СТМ в российской рознице может достичь в следующем году 12%.