Прирост новых торговых площадей в регионах России на конец 2014 года может превысить показатели 2013 года в 1,5 раза.
Почти 1,9 млн. кв.м. коммерческой недвижимости было сдано в эксплуатацию на европейском рынке в первые два квартала 2014 года. Это рекордные за последние несколько лет объемы. Аналитики CBRE отмечают, что активное строительство площадей под торгово-развлекательные центры по-прежнему характерно для развивающихся рынков, причем значительная доля (84%) сосредоточена в Центральной и Восточной Европе.
«Темпы и география строительства торговых центров в Европе аналогичны прошлогодним. По объемам нового строительства доминирует Центральная и Восточная Европа. Такие объемы нового строительства обусловлены, главным образом, экономическим ростом региона, растущим числом представителей среднего класса и постоянно растущими потребностями международных ритейлеров, многие из которых увидели, что существующие в регионе торговые площади не удовлетворяют их требованиям», – отмечает Наташа Патель, заместитель директора отдела исследований рынка торговых площадей в регионе Европа – Ближний Восток – Африка CBRE.
С Наташей солидарен и аналитик отдела исследований рынка CBRE в России Максим Палт: «В период хорошего экономического роста 2012 – 2013 гг. в ответ на растущие доходы населения и нехватку качественных торговых площадей девелоперы сформировали мощные планы по строительству по всей территории страны. Они охватывают не только города с населением свыше 500 тыс. человек, но и более мелкие населенные пункты».
По итогам 2013 года наибольший объем ввода новых торговых площадей на европейском рынке коммерческой недвижимости пришелся на Россию, Турцию, Польшу и Францию. Наиболее активными ранками признаны Турция и Россия. В этих странах под торговые центры отстроено свыше 2,7 млн. кв.м. площадей, что составляет 60% от общеевропейского объема 4,5 млн. кв.м. Большинство проектов находятся в достаточно высоких стадиях готовности, в результате чего ввод торговых площадей в городах России по итогам 2014 года может почти в 1,5 раза превысить прирост 2013 года.
Следом за Россией и Турцией рейтинге европейских стран с заметными объемами строительства торговых центров следуют Украина (около 0,8 млн. кв. м), Германия (0,6 млн. кв.м.), Польша, Франция и Италия (примерно по 0,5 млн.кв.м.). Как и в прошлые несколько лет, основная активность сосредоточена в регионе Центральной и Восточной Европы, но и в Германии в 2014 году существенно вырос объем строительства торговых центров после сдачи в эксплуатацию в 2013 году объекта Sky Plaza во Франкфурте.
«Несмотря на сложившуюся сегодня геополитическую ситуацию, которая, безусловно, негативно повлияет на экономику России и, как следствие, на ввод новых проектов в 2015 году, девелоперы, осторожно использующие финансовый леверидж, имеют неплохие шансы завершить реализацию своих проектов, поскольку потребительский спрос в долгосрочном периоде остается сильным,»